Стремительные темпы проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место неквалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.

Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети Интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, такими как дети и подростки, а также лица преклонного возраста.

Когда мы говорим о такой категории пользователей как дети, необходимо констатировать ряд причин, по которым именно они могут стать участниками (жертвами, виновниками, соучастниками) совершения правонарушений в сети Интернет.

Во-первых, необходимо обратить внимание на особенности развития психологии ребенка, наивность его мышления, отсутствие критического подхода к фактам и событиям.

Во-вторых, следует отметить тот факт, что пользователями компьютерной техники (компьютерами, планшетами, смартфонами, телевизорами с функциями SmartTV и т.д.) становятся дети с младшего школьного возраста, наряду с этим отсутствует какая-либо система их подготовки к этому. Преподавание информатики в школе начинается с 6 класса и вопросам безопасного использования компьютера и сети Интернет в программе уделено непозволительно мало внимания.

Таким образом, мы находимся в ситуации, когда ребенку с учетом его психофизиологических особенностей предоставляется неограниченный доступ к мощному инструменту обработки и обмена информацией, при этом отсутствуют системные механизмы обучения эффективному и безопасному использованию этого инструмента.

Ведение профилактической работы среди детей сотрудниками образовательных учреждений, представителями иных заинтересованных субъектов профилактики, может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна более индивидуальная постоянная работа с ребенком.

В данной ситуации единственным эффективным средством профилактики является планомерная работа родителей с ребенком.

Основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком:

— вероятность совершения ребенком правонарушений в сфере информационной безопасности;

— вероятность совершения в отношении ребенка правонарушений в сфере информационной безопасности;

— вероятность совершения ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети Интернет;

— возможность заражения компьютера при работе в сети Интернет вредоносными программами;

— возможность ознакомления ребенка с нежелательной информацией;

— возможность вовлечения в незаконный оборот наркосодержащих и психотропных веществ в сети Интернет;

— возможность вовлечения в сообщества деструктивного толка;

— грумминг;

— секстинг;

— кибербуллинг;

— возможность возникновения Интренет-зависимости.

На различных этапах становления личности и с приобретением опыта работы в сети используются различные подходы к обеспечению безопасности детей в Интернете, при этом необходимо учитывать следующие основные положения:

— Интернет – не отдельный виртуальный мир, а всего лишь составляющая часть реальности, соответственно в сети Интернет действуют те же моральные и правовые ограничения, что и в повседневной жизни. В сети недопустимы поступки, которые непозволительны в реальности.

— Анонимность в сети Интернет, во-первых, является мнимой, поскольку личность любого пользователя сети может быть установлена. Во-вторых, ребенку необходимо понимать, что его собеседник также находится в состоянии такой анонимности, поэтому к указанным им сведениям о себе, выложенным фотографиям, текстам сообщений всегда необходимо относиться критично.

— Использование сети Интернет может нести некоторые опасности (вредоносные программы, небезопасные сайты, Интернет-мошенники и др.), поэтому каждое действие должно быть подкреплено соображениями безопасности. Недопустимо совершение действий, в безопасности которых ребенок не уверен.

— Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителем (либо иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старший брат или сестра) либо по согласованию с ними.

— Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать возрасту и развитию Вашего ребенка. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. В то же время слишком жесткие правила либо запреты для ребенка, обладающего достаточным опытом и знаниями, могут повлечь игнорирование им всяких правил и использование выхода в сеть Интернет без какого-либо контроля родителей.

— Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. Он должен быть оснащен поддерживаемой производителем версией операционной системы с установленными актуальными обновлениями. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки. При необходимости на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать и ограничивать деятельность ребенка в Интернете. Используйте лицензионное программное обеспечение.

— В настоящее время наблюдается бурный рост информационных технологий и сети Интернет в частности. В связи с этим программные, организационные меры обеспечения безопасности постоянно развиваются. Родители должны быть нацелены на саморазвитие в данной сфере и корректировать поведение детей в соответствии со складывающимися условиями.

Рекомендации для выработки родителями стратегии проведения воспитательной работы в части использования сети Интернет с детьми различных возрастных групп.

Для детей от 7 до 10 лет.

Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.

Приучите детей:

— посещать только те сайты, которые Вы разрешили;

— советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;

— сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.

Запретите:

— скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;

— общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;

— использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля

Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.

Для детей от 10 до 13 лет.

В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.

Рекомендации:

— создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;

— используйте средства фильтрации нежелательного контента;

— напоминайте о конфиденциальности личной информации;

— приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;

— поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;

— настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;

— расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:

— услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;

— функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);

— функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напимер Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security), позволяющие контролировать использование компьютера, запуск различных программ (попытки запуска запрещенных программ блокируются), использование интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, загрузку файлов из Интернета, переписку с определенными контактами через интернет-мессенджеры и социальные сети, пересылку персональных данных, употребление определенных слов и словосочетаний в переписке через интернет-пейджеры;

— специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие

Для подростков в возрасте 14-17 лет.

Рекомендации:

— интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;

— настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета без Вашего ведома;

— напоминайте детям о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;

— предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности;

— обсудите с ребенком возможные риски при осуществлении покупок в сети.

В сети Интернет на сайтах провайдеров, производителей антивирусного программного обеспечения, а также на специализированных ресурсах можно найти рекомендации по обеспечению защиты детей от различных типов киберугроз. Также значимой для родителей может быть размещенная в сети информация о действиях, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю,  в правоохранительные органы по месту жительства.

Дети и Интернет. Профилактика правонарушений в сети Интернет.